Зачем нанимать рекрутера? Причины и вопросы компаниям, чтобы понять бюджет
Почему компании обращаются за услугами рекрутмента к подрядчикам - кадровым агентствам, рекрутинговым и стаффинговым компаниям, профессионалам рекрутмента на фрилансе, - имея собственную команду рекрутеров. И какой проблематизирующий вопрос задать на встрече в компании, чтобы выяснить эту причину, и понять как и сколько компания готова платить.1. Собственные источники кандидатов - НН, своя база, свой LinkedIn, отклики на сайте, свой нетворк - не дают кандидатов нужного качества. Потому что раньше никогда не велся поиск такого специалиста и в будущем и не будет вестись, нет входа в это коммьюнити и он нужен на один раз. Тут бюджет на подбор будет высоким, и компания обратится к подрядчику, который подтвердит опыт в нужной нише реальными success-stories. Частный случай этого - Executive search. Ключевой вопрос: когда в последний раз закрывали точно такую же вакансию? Как нашли кандидата тогда?2. Собственные источники не дают кандидатов в нужном количестве постоянно, т.е. нехватка кандидатов в пайплайне на входе существует не в моменте, а всегда, хотя команда вкалывает. В этом случае, компания конечно надеется на чудо, что встретится подрядчик, который решит на длительную перспективу эту постоянную боль, и иногда это чудо случается. Но в реальности каждый следующий подрядчик со своей технологией просто приносит еще несколько кандидатов в пайплайн, и именно за этих еще нескольких кандидатов компания и готова заплатить, и заплатить хорошо, задача снижения костов здесь практически не стоит на повестке. Ключевой вопрос: каким должен быть результат нашей работы в первый месяц, чтобы Вы поставили нам “5”? Ответ Вас скорей всего приятно удивит, но не радуйтесь раньше времени.3. Требуется закрыть вакансий больше обычного в моменте, и собственная команда рекрутеров не резиновая, чтобы обработать дополнительный поток кандидатов. Кандидаты на рынке труда есть. Стоимость плейсмента конечно будет иметь значение, но компания будет готова на дополнительные косты, потому что все-таки речь идет о временном проекте. Частный случай этого - компания не может и не хочет увеличивать хэдкаунт рекрутеров, и тогда такое сотрудничество может стать постоянным. Ключевой вопрос: сколько таких вакансий в месяц закрывает Ваш собственный рекрутер?4. Компания хочется снизить стоимость плейсмента, работает над этим постоянно, и стоимость и так уже невысокая. Решение №1: вместо джоббордов - инструменты лидогенерации (там же парсинг, чат-боты): главное, чтобы конверсия лида в кандидата не оказалась такой плохой, что съест всю экономию на доступе к лидам. Решение №2: подряд агентства или фрилансеров, расположенных в регионах с гораздо более низкими заработными платами, чем у собственной команды, но после пандемии это почти не работает. Для надежности компания будет пытаться договориться с подрядчиком на оплату за лид, и/или оплату за выход кандидата на работу. Ключевой вопрос: на какую стоимость плейсмента Вы готовы? Готовы ли Вы оплатить нам доступ к НН и другим джоббордам?5. Компания хочет переложить риски и косты своей плохой конверсии на подрядчика. Вакансий не очень много, но воронка почему-то очень широкая, приходится отсматривать много. Либо условия не соответствуют требованиям, либо трудно идентифицировать релевантных до интервью (классический пример - оценка специалистов без опыта на соответствие лидерскому профилю - в резюме ничего не видно, а требования высокие). Самый печальный вариант - рекрутмент никак не может договориться с нанимающими менеджерами о критериях отбора, не может понять и прогнозировать отказы. Воронка отбора получается нестабильной: в одном месяце, заплатив 100К за НН и ЗП своим рекрутерам, компания наймет 2 человек, а в другом - 20. Тут соблазнительно нанять агентство с оплатой за выход кандидата на работу, чтобы всю эту волатильность переложить на него. Ключевой вопрос: Вы готовы работать по схеме фиксированного абонента + оплата за выход? Ответ скорее всего будет: Нет, только за выход, поскольку абонентская оплата может оказаться потраченной впустую.