ФГУП РОССПИРТПРОМ: школа жизни в диких условиях - директор по персоналу
ФГУП РОССПИРТПРОМ как школа жизниМоей первой работой в роли директора по персоналу был ФГУП РОССПИРТПРОМ. Пишу заглавными, потому что так он реально и назывался.Чтобы Вы понимали контекст, вот вам несколько фактов:*** Это был один из этапов передела огромного рынка водки в России: вместо так называемого Клуба дистрибьюторов завода “Кристалл” (закрытая группа компаний, имевших право продавать водку производства "Кристалл") был создан ФГУП РОССПИРТПРОМ, структура с госучастием.*** На еженедельные совещания директоров некоторые руководители подразделений появлялись с огнестрельным оружием (прям в кобуре, как в кино) и в сопровождении охраны. *** Сотрудники складов крали и затем продавали водку целыми фурами. Этим занимались экспедиторы: просто ехали в другое место. Их не особенно и искали: в судебном порядке получить с них ущерб было невозможно (разве что лет за 100 по исполнительным листам), а оборот был таков, что фура просто списывалась как сторонний ущерб.Руководство сформировало команду из молодых, современных, амбициозных, но не очень опытных директоров функций (я отвечала за HR): критериями отбора нас были сообразительность, энтузиазм (те самые горящие глаза) и высокая работоспособность.Про HR тут почти никто не слышал, но знали про рекрутмент: поскольку в отрасли все друг друга знают, задача рекрутера - договориться о встрече с конкретным человеком, замотивировать его прийти на разговор (почти на стрелку).Поначалу наша дрим-тим разместилась по кабинетам в офисе класса А на Кутузовском проспекте, и занялась стратегией и реорганизацией!Где-то через 3-4 месяца в результате очередной революции к власти пришел новый генеральный директор, который большую часть нашей дрим-тим уволил, а оставшихся (в том числе меня и моего боевого товарища Сережу, ныне генерального директора очень большой компании) отправил сидеть на склад в Солнцево.Тут-то началось реальное мясо:*** “Этих нужно уволит сегодня-завтра вот список”... из 30 человек.*** Нужно к понедельнику нанять 50 сотрудников склада. Основной канал на тот момент - объявления на столбах "на районе”.*** Завтра проведи обучение торговых представителей по новой линейке продуктов (продукты эти вижу первый раз в жизни).*** "Елена Алексеевна, Вас вызывает Андрей Иванович, приезжайте прямо сейчас." И затем 5-часовое ожидание в приемной .*** "Нужно договориться с Петровым о встрече. Он сейчас живет на Кипре, нужно найти его там."Как ни странно, было весело и очень познавательно. Возможно, это был самый развивающий опыт за всю мою карьеру. Главным образом потому, что практически вообще отсутствовали совещания, обсуждения, согласования, сбор мнений. Есть твоя зона ответственности, и ты в ней действуешь один и совершенно на свое усмотрение.Вот несколько tips по выживанию в таких вот диких организациях:*** Не нужно боятся все испортить: один человек не в состоянии по ошибке уронить целую организацию. Поэтому брать умеренный риск можно и нужно.*** Нанять или уволить - это все тот же старый добрый переговорный процесс: оцениваешь, на что человек способен, выясняешь,что для него важно, стараешься дать ему это, а на остальном экономишь. В случае с увольнением, человек со всеми его силами и слабостями хорошо знаком, работали вместе.*** Если тебе поручают сделать что-то очень быстро, не нужно замахиваться на объемное, достаточно сделать что-то вроде MVP, небольшого самостоятельного кусочка, но качество должно быть на высоте, важно чтобы пользователям понравилось.*** Еще вариант: поменяться задачами с кем-то кто больше в теме, кому не нужно готовиться: когда процесс ничто, а результат - все, и это тоже работает.*** Если тебя не хвалят, это не значит, что тебя не ценят: скорее даже наоборот.*** Если тебя вызвали к самому высокому начальству, вряд ли тебя собираются уволить.*** Помощь коллеге окупается кратно.*** Мыслим креативно, не ограничивая себя: когда нет правил, то нет не только подсказок, но и ограничений.