Сегодня мне предстоит сделать коммерческое предложение по проекту, в котором я не уверена. Не уверена что мы покажем хороший результат. Все-таки я по характеру скорее достиженец, чем “барыга”, и не люблю получать деньги без удовлетворённости результатом. Можно отказаться от проекта. Потом жалею, хотя бы потому что новый опыт, новая экспертиза появляется именно там, где нужно искать пути, крутиться, где есть риск. Не верю в репутационные риски, так что имею в виду риск чисто финансовый плюс риск выгорания команды, который даже хуже.Ну раз уж в проекте нам ценен ещё и опыт, то может быть разделить риск с Заказчиком? Он же не должен платить за наше обучение. Дать условия, где риск неудачи будет оплачен и нами. То есть при самом плохом сценарии мы окажемся ниже рентабельности. Такое стоит делать только, если мы осознанно выходим на новый для себя рынок, планируем брать в будущем похожие проекты, где купленная таким образом экспертиза будет нужна, и в конечном счёте окупится (другими проектами). То есть риски вот этого заказчика оплатят наши будущие заказчики.Можно все риски переложить на заказчика. Вообще-то так и надо. Риски в рекрутменте вызваны ассиметричностью условий труда и требований по вакансии, и агентство на это не влияет. В агентства передают вакансии с “перекосом”, часто именно чтобы переложить риски на агентство. Собственно суть рекрутингового бизнеса - брать на себя риски клиента и плату за этот риск, а внутри снижать эти риски объёмами и базой. Поэтому гонорары больших агентств высокие. Фрилансеры берут рисковые вакансии на “авось” в работу, чтобы потом отказаться, если не идёт.Можно предложить заказчику другую ценность, не выходы кандидатов работу, а исследование новых источников кандидатов, новых схем коммуникации с ними, и в качестве бонуса - выводы на работу кандидатов, если наши исследования окажутся успешными. За счет заказчика, который будет пользоваться результатами в будущем.Я в процессе выбора между вторым и четвёртым вариантом. Спрос на этом рынке большой. Но маржинальность бизнеса невысокая, это не цифровые сервисы, тут считают каждую копеечку. То есть потребуется время, прежде чем заказчики на этом рынке будут готовы хорошо платить,а если ситуация на рынке труда качнется обратно в сторону работодателя, то это время и вообще не наступит.Завтра расскажу, как в итоге поступила.